Суббота
20.04.2024
02:42
Форма входа
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 947
ИСТОРИЯ и МЫ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » Тестовый форум » Золотой век русской культуры (Почему именно золотой? Может есть эпитет по красивее?)
Золотой век русской культуры
historyxxiДата: Среда, 19.11.2008, 21:10 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 98
Репутация: 19
Статус: Offline
Предлагаю 8а,в,д обсудить вопрос о Роли русской культуры первой половины XIX века для мировой культуры. Как ее оценивают другие народы и политики Европейских стран и США. Не забудьте: граммотный человек всегда говорит только то, в чем уверен !(нужны доказательства, факты в подтверждение ваших мыслей) Желаю успеха smile
 
WraithДата: Среда, 19.11.2008, 21:31 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 86
Репутация: 6
Статус: Offline
Золотой век — представление, присутствующее в мифологии практически всех народов, блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой.

Как установил Мирча Элиаде, подробно исследовавший эту тему, мифологема Золотого века восходит ко временам неолитической революции и является реакцией на введение земледелия. Золотому веку неизменно сопутствуют мифологемы «потерянного рая» и «благородного дикаря». Это архетипический образ, лежащий в основе любой утопии.

Термин «золотой век» возводят обычно к «Трудам и дням» Гесиода, однако у Гесиода в оригинале фигурирует «золотой род» (греч. χρυσεον γενος).

Cамо понятие «золотой век» (aurea saecula) впервые в античной литературе фиксируется только во второй половине I в. до н. э., в «Энеиде» Вергилия. До этого в античной традиции была распространена не «хронологическая», а «генеалогическая» интерпретация мифа о жизни при Кроносе (Сатурне) и последующей истории: эта история мыслилась не как смена эпох, но как смена совершенно различных, никак между собой не связанных родов, геносов людей (у Гесиода — золотого, серебряного, медного, героического и железного), каждый из которых поочередно создавался богами и затем исчезал с лица земли. Отмечаемый у Вергилия и почти всех его последователей переход от «золотого рода» к «золотому веку» явился важнейшим качественным сдвигом в интерпретации мифа, позволившим актуализировать утопическое содержание древних преданий.

Добавлено (19.11.2008, 21:17)
---------------------------------------------
Золотой век русской литературы с середины XVIII века до конца XIX

Вторая половина XVIII века – это подъем русской науки и культуры, успехи в книгопечатании и книжной торговле. Расширяется деятельность казенных типографий, перед которыми была поставлена задача «стараться переводить и печатать книги гражданские различного содержания, в которых бы забава и польза соединены были». С этого времени социальная роль книги резко увеличивается. При Иване Грозном книга должна была играть объединяющую роль, далее ее назначение было просвещение людей – и опять же с подачи правительства. И типографии были только казенные. К концу XVIII века русское общество достигло той стадии развития, когда оно уже само могло самостоятельно мыслить, без контроля и давления государственной власти. Теперь не только правительство, но и просвещенное общество осознает социальную роль книги. Большой приток информации из западноевропейских стран, несущей в себе новые идеи устройства общества, позволил мыслящим русским людям взглянуть на Россию как бы со стороны, увидеть пороки общества. Начинается процесс нарастания оппозиционных мнений. А инструмент у оппозиции в условиях самодержавия только один – книга. Именно с этого времени у печатного слова в русском обществе появляется особый статус. Именно с этого времени можно начать историю такой науки как социология книги, выделившуюся в специальное направление в 70-е годы ХХ века.
Екатерина II положила начало изданию литературно-публицистических журналов. «Многие книгу взяв в руки уже зевают, а листочку навстречу с улыбкой бегут» - рассуждала она, учреждая свой журнал «Всякая всячина»(1769). Именно эти журналы, по словам Бутенко И.А., уже с 40х годов XIX столетия являли собой не только и не столько издания, посвященные литературной критике, сколько общественные каналы выражения определенных политических взглядов.
В этом же, 1769 году открывает свой журнал «Трутень» «ревнитель русского просвещения» Николай Иванович Новиков. Именно этот журнал стал первым носителем оппозиционной мысли, вступив в полемику со «Всякой всячиной» по острым общественно-литературным вопросам, что вызвало гнев императрицы и последующие цензурные ограничения. Однако политическая и гражданская позиция Новикова завоевала множество приверженцев. И вскоре после закрытия «Трутня» журнал зарегистрировали под новым названием «Пустомеля». На его страницах острая сатира сменилась умеренной критикой, но это не спасло, и журнал закрыли. Та же участь постигла и следующую «модификацию» журнала – «Живописца». Идейные взгляды Новикова расходились со взглядами господствующей власти, и в 1792 году Николай Иванович был заточен в Шлиссельбурскую крепость. Последние годы Новикова прошли в родовом имении, где его, старого и больного навещали только родственники и друзья.
В 1783 году был издан указ «О вольном книгопечатании», дававший право на открытие частных типографий. Для издания бесцензурных книг открыл свою типографию А.Н.Радищев, которого впоследствии за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Екатерина назвала «бунтовщиком хуже Пугачева». Радищев был заключен в Петропавловскую крепость.
Арест и заключение Новикова и Радищева – первые в истории России аресты за неугодную правительству книгу. При Павле I множество иностранных книг было запрещено к ввозу, тысячи книг – сожжены. В 1804 году принят первый цензурный устав. С 1807 года, параллельно с официальной цензурой Министерства народного просвещения стала развиваться особая цензура тайной полиции. Все эти факты лишь подтверждают ту огромную роль, которую с конца XVIII века стала играть книга в России .

Добавлено (19.11.2008, 21:31)
---------------------------------------------
В истории тысячелетней культуры с “пяти Россий” (Н. Бердяев) - от Киевской Руси до императорской России ХIХ век занимает особое место. Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества! ХIХ век уникален прежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья. Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась “хрестоматийным глянцем”, либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия великого наследия, “усеченного” представления о нем. Значительные “материки” культуры изымались, уходили под воду забвения как “чуждо-классовые”, “ненужные”.



 
historyxxiДата: Среда, 19.11.2008, 23:12 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 98
Репутация: 19
Статус: Offline
Материал классный smile Хотелось бы еще своих мыслей по теме с комментариями wink
 
EvilRabbitДата: Четверг, 20.11.2008, 18:04 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 96
Репутация: 1
Статус: Offline
В истории тысячелетней культуры с “пяти Россий” (Н. Бердяев) - от Киевской Руси до императорской России ХIХ век занимает особое место. Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества! ХIХ век уникален прежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья. Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась “хрестоматийным глянцем”, либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия великого наследия, “усеченного” представления о нем. Значительные “материки” культуры изымались, уходили под воду забвения как “чуждо-классовые”, “ненужные”.

Настало время объемного, научного подхода к русской культуре. В-третьих, ХIХ век это тот трагически-творческий “узел” в “колесе” русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными лишь на пороге ХХI века. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности. В-четвертых, XIХ век - многоаспектен, полифоничен: он и уникален, и во многом традиционен для христианско-православного древа русской культуры девяти веков, объединенных общенациональной русской идеей, основой и концентратом российского менталитета (тип сознания, мышления, деятельности, тип человека) с его нацеленностью на будущее (“звезду пленительного счастья”), со своеобразным мессианством и верой в особую миссию русского народа - объединителя великого евразийства. Именно в ХIХ веке русская идея получает различную трактовку, становится определенной “знаковой” системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславянистов и марксистов. В-пятых, ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно - собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических “инструкций” по ответам на извечные русские вопросы:

“Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?” В-шестых, ХIХ век - и этапное завершение развития русской культуры девяти веков, и очень важный рубеж в ложном противоречивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге ХХ столетия. Наконец, это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической. Права была М. Цветаева, которая справедливо писала, что ее стихам как драгоценным винам настанет свой черед.

Сегодня вокруг русской культуры ХIХ века идет острейшая идеологическая, политическая, культурно-духовная борьба. Наметилась опасная тенденция замены “плюса” на “минус”, одних имен на другие в угоду одностороннему, “черно-белому” подходу. Есть такие, кто ответственность за 1917 год и тоталитаризм сталинщины возлагают на русскую интеллигенцию и литературу ХIХ века. Третьи объявляют духовный взлет ХIХ века лишь проявлением “бесконечного тупика” российской истории, ее круговращения”. Кое-кто просто поет русской культуре “отходную”, как бессмысленной, звавшей в никуда. Наконец, как о сфинксе, который будет загадкой для потомков, мыслящих уже в ином измерении постмодернизма, рассуждают о русской культуре ХIХ века герои “Пушкинского дома” А. Битова. ХIХ век и его культура уже “переписывались” много раз. Не пора ли подойти к ним объемно, осторожно как к величайшим ценностям духа, разобраться в их исканиях без узкоклассовых и групповых пристрастий? Учинять суд над культурой собственной Родины безнравственно, надо научиться извлекать из ее истории уроки.

Добавлено (20.11.2008, 18:04)
---------------------------------------------
Архитектура и скульптура. Конец XVIII и начало XIX в.— это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Классицизм — европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древне-римское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.

Постройки в стиле классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. Парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены — желтыми.

Еще в середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761—). В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Ее динамичный вертикальный ритм как бы отталкивается от массивного кубического основания, переходит в меньший куб с легкой колоннадой, и затем стремительно взлетает золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.

Принципиальное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг

самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А. Д. Захаров. Творческое содружество архитекторов привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловекая крепость — стрелка Васильевского острова — Дворцовая набережная. Объем здания Биржи сравнительно невелик, но мощь его архитектурных форм в сочетании с ростральными колоннами позволила ему уверенно противостоять обширному пространству водной глади. Тема господства над водной стихией была развита и в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России, были созданы скульпторами С. С. Пименовым, И. И. Теребеневым, В. И. Демут-Малиновским.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801—1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759—), сын крепостного крестьянина, взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение. Площадь перед Казанским собором, с двух сторон охваченная его колоннадой, стала одним из средоточии общественной жизни города. Во второй половине XIX в. здесь проводились митинги и демонстрации. В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б. И. Орловским.


 
СоловьёвДата: Четверг, 20.11.2008, 18:06 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 68
Репутация: 10
Статус: Offline
Учити,учите через полгода по истории будете проходить

 
EvilRabbitДата: Четверг, 20.11.2008, 18:15 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 96
Репутация: 1
Статус: Offline
пасибо))

 
Форум » Тестовый раздел » Тестовый форум » Золотой век русской культуры (Почему именно золотой? Может есть эпитет по красивее?)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: